Общешкольное родительское собрание

11.11.2013

Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам,
Гулять и играть должен юный мальчишка,
Девчонка не хочет всегда сидеть дома, –
Такая проблема всем взрослым знакома!
Как всё же ребёнка заставить учиться,
За книжкой упорно весь вечер сидеть,
В то время как может он просто влюбиться
И в мыслях в другие миры улететь?
Не надо ребёнка ругать бесконечно.
Попробуйте лучше в нём волю развить,
С ним вместе вам надо учиться, конечно,
А главное – просто ребёнка любить.

Таким был эпиграф к родительскому собранию, проведённому в МБОУ СОШ с. Канавка.

Плохая успеваемость — очень серьезная и распространенная проблема детей подросткового возраста. Подростки, которые плохо учатся в школе, не всегда похожи друг на друга. Кто-то постоянно сидит на последней парте, надеясь, что его не вызовут отвечать. Кто-то приучает учителей к мысли, что его вообще нельзя трогать — для этого он угрюмо и враждебно молчит, когда его вызывают к доске. Кто-то превращается в настоящего клоуна для всего класса и несет какую-то чушь, когда вдруг становится совсем тихо. Кто-то списывает у друзей или сдает на контрольных пустые листки. Кому-то от волнения на экзамене становится плохо, и он испытывает приступы тошноты или теряет сознание от страха. Кто-то опаздывает на уроки, прогуливает и вообще не приходит на занятия. Кого-то оставляют на второй год или вообще исключают из школы. Кто-то уходит сам.

Несмотря на непохожее поведение и совершенно разную реакцию, все эти подростки страдают от одной и той же проблемы — плохой успеваемости в школе.

Именно поэтому 11 ноября в МБОУ СОШ с. Канавка прошло общешкольное родительское собрание «Почему ребёнок плохо учится». Целью такого собрания было выявить причины неуспеваемости и найти совместными усилиями пути решения.

Структура собрания:

- Вступительное слово

- Неуспеваемость и её причины (выступление заместителя директора по ВР Кадралиева С. Б.)

- Подведение итогов I учебной четверти (выступление заместителя директора по УВР Поповой Т. В.)

- (выступление психолога школы Давлетовой Р. Д)

- Положение о дресс-коде для обучающихся (выступление директора школы МБОУ СОШ с. Канавка)

- Заключительное слово

Заместитель директора по УВР Попова Т. В. подвела итоги I четверти:

Успеваемость – 100%;

Качество знаний –

Заместитель директора по ВР Кадралиева С. Б. в своём выступлении отметила, что плохая успеваемость обуславливается многими факторами:

  • Недостаток информации. Многие школьники просто не знают, как учиться. Собственно, никто никогда не учил их эффективным методам учебы. Например, они не умеют пользоваться библиотекой или Интернетом для получения информации, конспектировать, отделять главное от второстепенного.
  • Психологические проблемы. Страх перед неудачами, зависимость, комплекс неполноценности — все это приводит к тому, что подросток будет либо плохо учиться, либо вообще учиться не захочет. Травмирующие семейные конфликты могут привести к тому, что ребенку будет очень трудно концентрировать свое внимание на изучаемом материале. Мешают успеваемости и депрессия и беспокойство. Лекарственные препараты также могут вызвать заторможенность, мешающую успешной учебе.
    - Влияние родителей. Когда родители ждут от детей слишком многого, у детей развивается страх поражения и снижается мотивация. Подростки «мстят» чрезмерно требовательным родителям плохой успеваемостью в школе. Поскольку как бы они ни учились, родители останутся недовольными, и дети перестают даже пытаться. Возможно и обратное, что также вредно: если родители никак не поддерживают своих детей, не поощряют, недооценивают, не пытаются их стимулировать, то дети и поступают соответственно. Некоторые родители настолько увлечены собой и своими делами, что их вообще не интересует успеваемость детей. Иные чересчур терпимые родители даже и не ожидают послушания от своих детей, которые поэтому и понятия не имеют о дисциплине. А значит и мотивации у них не развивается никакой. Дети, окруженные чрезмерной заботой своих родителей, также плохо успевают в школе. Они не умеют ставить перед собой цели, мотивировать себя, не умеют работать в сколько-нибудь напряженной обстановке. Все хорошо в меру. Таким образом, следует констатировать, что родители оказывают огромное влияние на успеваемость своих детей в школе.
  • Низкая самооценка. Еще одним важным фактором низкой мотивации является ощущение собственной никчемности, неполноценности. Школьники, считающие себя неполноценными, нередко чувствуют свою беспомощность. Создается впечатление, что они почти желают потерпеть неудачу, которая становится для них подтверждением собственной неполноценности. В результате развивается отношение «не могу», и исчезает мотивация хорошо учиться в школе. Такие подростки недооценивают свои способности и не имеют желания самосовершенствоваться.
  • Неблагоприятное окружение. На желание подростка учиться сильное влияние оказывает не только домашняя обстановка, но и его школьное окружение. Учебная атмосфера в школьной системе, в данной школе или даже в отдельном классе напрямую определяют уровень мотивации. Интерес подростков к учебе резко возрастает, когда они видят, что учителя по-настоящему радуются их успехам. Некоторые подростки плохо успевают лишь потому, что учителя, формально относящиеся к своей работе, просто отвратили их от радости познания. Кроме того, нередко одноклассники, презрительно относясь к «заукану» или «ботанику», просто не дают хорошо учиться.
  • Внешний контроль. Понятие вектора контроля составляют внутренний и внешний контроль — это представление человека о том, от чего зависит его будущее. Подростки с хорошо развитым чувством внутреннего контроля уверены, что сами ответственны за свои успехи. Если, например, они получают плохую отметку за контрольную, то винят в этом себя — за то, что недостаточно хорошо учились, что были невнимательны на занятиях, что слишком много времени проводили с друзьями. Подростки с чувством внешнего контроля, напротив, уверены, что факторы, определяющие их успех, находятся вне их досягаемости. Например, за провал на экзаменах они могут обвинять учителей, невезение или плохие билеты. Неуспевающие подростки обычно уверены во внешнем контроле своего будущего. Они не чувствуют ответственности за свои неудачи, и поэтому склонны быстро сдаваться при первых же трудностях. У них развивается то, что называется «приобретенной беспомощностью». Подросток заявляет себе: «Я не могу ничего сделать, так зачем пытаться?»

Таким образом, все причины плохой успеваемости в школе сводится к тому, что у ребёнка не развиты учебная мотивация и навыки эффективного обучения. Соответственно и методы, с помощью которых мы хотим помочь детям, должны состоять в том, чтобы помочь подросткам усвоить эффективные учебные навыки и развивать свою мотивацию, после чего они будут в состоянии выполнять более сложные учебные задания лишь с небольшой постоянной помощью.

Закончилось собрание словами М. Горького «Дети очень часто умнее взрослых и всегда искреннее».

Руководитель кружка "Юный журналист"

Картмамбетова Р. Ж.

Школа 234